
Моторное масло — важный элемент конструкции двигателя. Оно может
длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс
двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим,
механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в
смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых
деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его
эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения
высокой надежности двигателей. Современные моторные масла должны
отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже: высокие
моющие, диспергирующе-стабилизирующие, ирующая и солюбилизирующая
способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям,
обеспечивающие чистоту деталей двигателя; высокие термическая и
термоокислительная стабильности позволяют использовать масла для
охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере,
увеличивать срок замены; достаточные противоизносные свойства,
обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой
температуре и высоком градиенте скорости сдвига, способностью химически
модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать
кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктов сгорания
топлива, отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах; стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств; пологость
вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска,
прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в
экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей
среды; совместимость с материалами уплотнений, совместимость с катализаторами системы нейтрализации отработавших газов; высокая стабильность при транспортировании и хранении в регламентированных условиях; малая вспениваемость при высокой и низкой температурах; малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность).
К
некоторым маслам предъявляют особые, дополнительные требования. Так,
масла, загущенные макрополимерными присадками, должны обладать требуемой
стойкостью к механической термической деструкции; для судовых дизельных
масел особенно важна влагостойкость присадок и малая эмульгируемость с
водой; для энергосберегающих — антифрикционность, благоприятные
реологические свойства.
|